Согласно данным статистики, по состоянию на 15 апреля 2017 года арбитражными судами Российской Федерации было зафиксировано 32 228 обращений с заявлениями о банкротстве физических лиц, хотя потенциальных банкротов в нашей стране насчитывается более 620 000 человек. Почему же всего 5% от закредитованного населения обращаются за решением проблем через процедуру банкротства? Основная причина – высокая стоимость процедуры для самих банкротов и нежелание финансовых управляющих работать за установленное вознаграждение.
В связи с этим, Министерством экономического развития на общественное обсуждение был вынесен законопроект, предполагающий введение упрощенной процедуры банкротства для физических лиц. Данная процедура может быть введена в отношении должника, у которого отсутствует имущество для покрытия расходов возникающих в ходе процедуры, но при этом должник должен соответствовать немалому ряду требований, не все из которых можно логически обосновать.
Итак, предлагаем сравнить обычную и упрощенную процедуры банкротства гражданина.
И это еще не все отличия между процедурами. По «упрощенке» сумма возникших в течение 6 месяцев до даты подачи заявления обязательств в части суммы основного долга не должна превышать ¼ от суммы всей имеющейся задолженности. Чтобы было легче воспринять данную информацию, покажем наглядно на примере:
Если же сумма основного долга по всем кредитным обязательствам составляет 600 000 рублей, то за последние полгода сумма основного долга по новым займам не должна превышать ¼ от 600 000 рублей, то есть 150 000 рублей.
Так же при обращении с заявлением о банкротстве у должника есть обязанность уведомить всех известных ему кредиторов путем направления копий заявления письмом, а оригиналы квитанций приложить к заявлению. В рамках же подачи заявления по упрощенной процедуре предусмотрен иной способ уведомления, а именно: гражданин не менее чем за 30 и не более чем за 90 календарных дней до дня обращения в суд должен опубликовать уведомление о намерении обратиться с таким заявлением путем включения соответствующего уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Причем для опубликования такого сообщения гражданину будет необходимо озадачиться изготовлением электронной цифровой подписи (ЭЦП). Если гражданин самостоятельно не сможет разместить данное уведомление на сайте, он вправе обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему, который обязан опубликовать такие сведения в день обращения к ним должника. Оказание данных услуг не является безвозмездным со стороны нотариуса или финансового управляющего, о чем так же сказано в проекте закона.
Если же в течение 120 календарных дней в отношении гражданина, опубликовавшего сообщение о намерениях, не будет введена одна из процедур в деле о банкротстве, то такое сообщение автоматически аннулируется.
Пожалуй, самое интересное из положений данного законопроекта – не обязательное участие финансового управляющего в упрощенной процедуре банкротства, что существенно снизит уровень затрат должников на процедуру. Кроме того, в упрощенной процедуре значительно меньше необходимых для опубликования сведений, что так же снизит расходы.
Так же во время упрощенной процедуры банкротства не проводятся собрания кредиторов, не ведется реестр, не является обязательным проведение финансового анализа состояния гражданина и выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. На наш взгляд, такой подход к упрощенной процедуре банкротства не приемлем, ведь проверка добросовестности банкрота должна оставаться одной из главных задач в процедуре. А предоставление финансово неграмотному гражданину право самостоятельно составлять список кредиторов, подготавливать и представлять в суд положение о продажи имущества и в дальнейшем его реализовывать – это уже халатность со стороны законодателя. Ведь в результате таких бесконтрольных действий гражданина могут быть ущемлены права кредиторов.
Законодательство о банкротстве граждан действительно требует изменений, но более проработанных и защищающих интересы всех лиц, участвующих в деле.