Почему в 2017 году взыскания долгов коллекторами упали на 15% и более

С 1 января 2017 года вступил в действие «антиколлекторский» закон (далее — «закон №230»). В нём прописаны строгие ограничения деятельности коллекторов:

  1. Описаны методы общения с должником (ст.4 закона №230) и максимальное количество звонков, СМС-ок и подобных сообщений в день, неделю, месяц (п. 5 ст. 7 закона №230).
  2. Заниматься взысканием долга может либо банк, либо организация, которая зарегистрирована в специальном реестре (ст. 12 закона №230). Госпошлина за включение в реестр — 100 000 рублей (пп. 4.3 п.1 ст. 333.33 НК РФ), а чистые активы компании должны составлять не менее 10 000 000 рублей (пп. 3 п.1 ст.13 закона №230). Эти требования убирают компании-однодневки с рынка коллекторских услуг. Именно однодневки часто практикуют самые жёсткие методы взыскания.
  3. Чтобы коллектор мог звонить друзьям, родственникам и коллегам должника по работе, нужно специальное согласие должника (п.5 ст.4 закона №230, п.3 ст. 6 закона №230).
  4. В КоАП внесена статья 57. В ней прописаны 4 пункта — административные нарушения, которые могут быть совершены коллекторами. Максимальное наказание за одно из нарушений – 2 000 000 рублей.

Эти изменения защищают должников от произвола коллекторов. И хотя есть мнение, что действие закона затрагивает только «цивилизованных» коллекторов, а «чёрные» коллекторы продолжают работать самыми жёсткими методами, изменения в работе взыскателей налицо.

Эти изменения выражаются в том, что суммы взысканий упали на 15-20%. Коллекторы объясняют это тем, что звонить и писать должнику теперь можно лишь 1 раз в день, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц максимум. Должникам перестают названивать, и те «успокаиваются».

Серьёзные коллекторские агентства и банки подготовились к такому развитию событий. Некоторые коллекторские компании применяли новые правила ещё до того, как те вступили в силу (до 1 января 2017 года), то есть тестировали закон. Эти тесты показали снижение взысканий примерно на 15-20%. Эти цифры подтвердились после вступления закона в силу.

Однако закон оставил банкам и коллекторам возможность изменить ситуацию в свою пользу. Дело в том, что в законе №230 предусмотрена возможность заключать с должником соглашения, которые меняли бы способы и частоту взаимодействий с взыскателями (п.2 ст. 4 закона № 230 и п. 13. ст. 7 закона №230).

Если заключено соглашение, то применяются те правила, которые прописаны в соглашении, а не в законе.  То есть, подписывая соглашение, должник разрешает коллекторам звонить ему столько раз в день, сколько прописано в соглашении, а не в законе.

Таким образом, банки и коллекторы могут заключать с должниками следующие соглашения (прописывая в них выгодные для себя условия):

  • о способах взаимодействия с должником;
  • о частоте взаимодействия;
  • о взаимодействиях с третьими лицами;
  • о передаче информации третьим лицам.

Эти соглашения позволяют свести к минимуму ограничения, которые прописаны в законе №230. Нужные пункты не запрещено прописывать прямо в кредитном договоре, без заключения отдельного соглашения. А если заёмщик отказывается подписывать такой договор, банк может отказать в кредите, это тоже не запрещено.

Но, несмотря на возможность заключать соглашения, крупные коллекторы перестраиваются, нацеливаясь на цивилизованное судебное взыскание долга. Суды и приставы — это дорого и долго, зато эффективно.

Наверх